Вы здесь

Транзитный маршрут газопровода «Алтай»

Всемирный фонд дикой природы (WWF России) предлагает «Газпрому» оценить геополитическую выгоду России от альтернативного маршрута газопровода «Алтай». Об этом ИА REGNUM заявил директор по природоохранной политике WWF России доктор географических наук Евгений Шварц.

Напомним, что, как ранее сообщалось, WWF России было собрано более 5,2 тыс. подписей под обращением к первому вице-премьеру Правительства РФ, председателю Совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрию Медведеву с призывом изменить маршрут газопровода в Китай, который компания планирует проложить через природный парк «Зона покоя Укок» в Республике Алтай, являющийся частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».

«Мы решили направить открытое обращение к Дмитрию Медведеву как председателю совета директоров „Газпрома“ после того, как убедились, что иные наши попытки выйти на конструктивный прямой диалог с руководством компании не дают результата», — пояснил Шварц.

«Понятно, что речь не идет о том, чтобы оставить Китай без российского газа, но на недавней Конференции ООН по изменению климата на Бали эксперты из Китая прямо говорили, что, благодаря своим значительным инвестициям в добычу и производство сжиженного газа в Юго-Восточной Азии особенности в Малайзии) и Австралии, а также в Африке, их страна обеспечила себе долгосрочную возможность (минимум десять лет) не покупать у России газ по европейским ценам. То есть, складывается ситуация, когда Китай не соглашается платить за российский газ дороже ста долларов за тысячу кубометров, а Россия хочет и должна для отстаивания своих экономических интересов продавать его по цене, сопоставимой с той, по которой продает свой газ на европейских рынках — то есть больше 200 евро за тысячу кубометров. В этой ситуации нас, как граждан России, безусловно, волнует вопрос о том, насколько предлагаемое решение по транспортировке экспортируемого в Китай газа действительно выгодно нашей стране. И мне не понятно, почему нам приходится прилагать колоссальные усилия для того, чтобы обратить внимание руководства „Газпрома“ на вариант, который позволяет России получить определенную геополитическую выгоду, — заметил он. — На нашем сайте вывешена карта, на которой нанесен тот самый альтернативный маршрут. Он проходит по старому Чуйскому тракту и частично пролегает по территории Монголии. Нам этот путь кажется предпочтительным, во-первых, потому что он позволяет обойти территорию Всемирного наследия, и, во-вторых, потому что в этом случае газопровод пройдет по давно освоенному транспортному коридору», — продолжил Шварц.
«Мне кажется, что, отказываясь рассматривать альтернативу, мы идем на поводу у Китая, который не только предлагает России низкие цены за газ, но и не очень заинтересован и в том, чтобы Монголия получала экономическую выгоду от транзита, — подчеркнул он. — Между тем, трехмиллионная Монголия с ее не самой сильной и развитой экономикой по своей позитивной культурно-исторической памяти традиционно привязана к России. А мы вместо того, чтобы укрепить эту связь, всячески отталкиваем ее из каких-то фантастических опасений, что она может „продаться“ США. Боюсь, что таким образом мы сами вынуждаем Монголию, зажатую между Россией и Китаем, принять именно такое решение. А куда ей еще деваться?..»

«С точки зрения как экологии, так и экономики, представляет интерес и еще один альтернативный маршрут прокладки газопровода напрямую в Китай восточнее территории Монголии. В этом случае трасса вообще минует Алтай; при этом строительство газопровода будет способствовать развитию добычи на очень перспективном Ковыктинском месторождении. В 2007 году этот вариант по инициативе экологических НПО и компании ТНК-ВР был проанализирован группой экспертов, и результаты этого исследования были представлены всем заинтересованным сторонам, включая «Газпром», — сообщил Шварц.

Он также подчеркнул, что вариант прохождения трассы газопровода «Алтай» через плато Укок в настоящее время мало обоснован технико-экономическими расчетами в том числе по сравнению с маршрутом напрямую в Китай восточнее Монголии. В частности, отсутствуют адекватные расчеты потенциальной прибыли и рентабельности данного маршрута газопровода с учетом позиции Китая по закупочным ценам на газ. «По оценкам независимых экспертов, при стоимости 1000 кубических метров газа менее 150 долларов США проект может быть убыточным для „Газпрома“. Тем более при необходимости минимизации потенциального ущерба окружающей среде, который будет нанесен в результате строительства инфраструктуры, обеспечивающей сооружение и эксплуатацию газопровода», — отметил он.

Регнум

Активные туры

Путевые заметки по Алтаю