Вы здесь

Раскопки С.И. Руденко

В 1924 г. С.И.Руденко впервые приехал на Алтай. Ему шел сороковой год. Позади было много лет плодотворной напряженной работы в антропологии, этнографии и археологии. Сергей Иванович не был археологом в узком современном понимании этого термина. Он был блестяще эрудированным, широко образованным Географом, в объект исследований которого входили как люди, современные ему, и древние, так и природные условия среди, в которой эти люди жили. Именно в чрезвычайно широком подходе ученого к историко-этнографическим вопросам, в тесной увязке их с естественно-географическими условиями и проявилось своеобразие Руденко-историка.

 

Конская узда

Создано: Россия. Пазырыкская культура. VI в. до н.э.

Найдено: Центральный Алтай, урочище Башадар на р. Каракол. Второй Башадарский курган (раскопки С.И. Руденко 1950 г.)

Узда верхового коня из Второго Башадарского кургана VI в. до н.э. - прекрасный образец подлинной древней упряжи, сохранившейся в мерзлоте и позволяющей рассмотреть ее устройство в деталях. До ее находки близкая по типу упряжь ассирийцев, персов и причерноморских скифов была известна только по изображениям. Она состоит из двух толстых ремней, сшитых из отличной кожи кручеными сухожильными нитками. Обычно алтайцы украшали конские уборы деревянными накладками, но во Втором Башадарском кургане набор блях отлит из бронзы и плакирован листовым золотом. На концах S-образных псалиев и на 28 бляшках для ремней использован мотив асимметричного лепестка с "запятой" посередине, возможно, представляющей собою сильно стилизованное изображение головы хищной птицы. Аналогичным образом украшен и нагрудный ремень.

 

Уздечная бляха в виде орла

Создано: Россия. Пазырыкская культура. VI в. до н.э.

Найдено: Центральный Алтай, село Туэкта в долине р. Урсул. Первый Туэктинский курган (раскопки С.И. Руденко 1954 г.)

Деревянная фигурка орла была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Высота Первого Туэктинского кургана 4 м, диаметр около 68 м, насыпь из камней окружена двойной оградой из крупных глыб. В могиле глубиной 7 м в вековой мерзлоте прекрасно сохранился двойной сруб с огромным саркофагом, выполненным из ствола лиственницы. Курган был разграблен еще в древности, но среди захороненных в могиле коней найдено много накладок, деревянных фигурок и барельефов, которые служили в VI в. до н.э. украшениями конской сбруи. Среди них изображение орла отличается сдержанностью и лаконизмом трактовки. Четкий силуэт, ощущение легкости парящего полета сближают алтайского орла с подобной золотой птицей из скифского Мельгуновского кургана VII в. до н.э. После VI в. до н.э. этот мотив исчезает и в искусстве скифов, и на Алтае.

 

Пара ''рогов'' - украшение конского головного убора

Создано: Россия. Пазырыкская культура. VI в. до н.э.

Найдено: Центральный Алтай, урочище Башадар на р. Каракол. Второй Башадарский курган (раскопки С.И. Руденко 1950 г.)

Огромные деревянные рога были найдены вместе с истлевшим головным убором или маской верхового коня, захороненного в VI в. до н.э. Рога склеены из нескольких частей. Плоские стороны каждого рога покрыты пластинками листового серебра, а выпуклые оклеены золотыми листками, фестончатые края которых, по-видимому, имитируют годовые кольца козлиных рогов. Подобные украшения встречаются нечасто, очевидно, они изготовлялись для какой-то особо парадной, возможно, культовой церемонии. В Первом и Пятом Пазырыкских курганах найдено несколько масок с венчающими их фигурками и рогами. Пышные головные уборы, но совсем иного типа, встречаются на ассирийских изображениях. Коней скифов Причерноморья украшали нарядные налобники и нащечники в "зверином" стиле.

 

Барельефная бляха в виде трех голов лося - украшение конской упряжи

Создано: Россия. Пазырыкская культура. VI в. до н.э.

Найдено: Центральный Алтай, село Туэкта в долине р. Урсул. Первый Туэктинский курган (раскопки С.И. Руденко 1954 г.)

Найденная в большом разграбленном кургане у села Туэкта, эта резная деревянная бляха служила украшением конской сбруи. Она представляет собою композицию из трех голов лося, каждая из которых отличается выразительным контуром морды. Все головки повернуты в профиль вправо, как бы двигаясь по часовой стрелке. Это вариант свастикообразной композиции, состоящей не из четырех, а из трех лучей. В центре узора головки соединяются, образуя фигуру с вогнутыми сторонами - древний солярный символ. В творчестве саков и скифов свастикообразные композиции выступают как символ вечного движения и круговращения всего сущего.

 

Ковры

Впечатляет войлочный ковер размером в тридцать квадратных метров, который вместе с тремя другими такими же коврами завешивал стены погребального шатра. По белому полю войлока в технике аппликации исполнены цветные узоры и повторяющиеся на двух полосах изображения сидящей в кресле богини со священным деревом в руке и подъезжающего к ней всадника. От шатра сохранились также бревна, служившие его основанием, с прорезями, в которые вставлялись шесты, поддерживавшие войлочный покров, и войлочные фигуры лебедей, украшавшие шатер сверху.

Замечательной находкой явился шерстяной стриженый ковер иранской или среднеазиатской работы. Он изготовлен в V — IV веке до н. э., и его обнаружение позволило сдвинуть время изготовления самых ранних известных ворсовых ковров на 1700 лет раньше. Ковер из Пазырыкского кургана свидетельствует о высоко развитой и очень совершенной технике исполнения. Многочисленные цветные нити, соединенные на основе узелками (на каждый квадратный сантиметр приходится тридцать шесть таких узлов) и подстриженные с лицевой стороны, образуют сплошную и очень плотную бархатистую поверхность. Ковер нарядно украшен орнаментом с изображениями оленей, всадников, крылатых грифонов, а также узорами. Подсчитано, что опытной современной мастерице пришлось бы затратить на изготовление подобного ковра даже небольшого размера не менее полутора лет.

Шерстяной ковер из кургана Пазырык. V - IV вв. до н.э. Государственный Эрмитаж

 

В Пятом Пазырыкском кургане найдена полностью сохранившаяся и затем восстановленная археологами в первоначальном виде большая деревянная колесница (высотою до трех метров), находившаяся в захоронении в разобранном виде. Конструкция колесницы, позволявшая перевозить ее по частям на вьюках по горным тропам, а на равнине, соединив эти части и скрепив их ремнями, снова получать повозку, больше всего подходила для нужд кочевников. В колесницу впрягали четверку лошадей. Громоздкая и неповоротливая (передняя ось укреплена неподвижно), она была пригодна для переездов лишь по степным равнинам.

Колесница из Пятого Пазырыкского кургана. V - IV вв. до н.э. Государственный Эрмитаж